Аннотация. В статье раскрываются вопросы о воспитании детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным
Ключевые слова: заботливое отношение к животным, дети старшего дошкольного возраста.
На современном этапе старший дошкольный возраст – это переходный период для ребенка, когда он перемещается из одного этапа взросления и социализации в качественно другой, переходит из детского сада в школу. Старший возраст – это период от 5 до 6 лет, в некоторой литературе – до 7. В это время ребенок развивается с реактивной скоростью во всех аспектах – физическом, психическом, личностном.
Одновременно с
изменениями, которые происходят с телом малыша (активный рост, перестройка
эндокринной и сердечно сосудистой систем, изменения в опорно-двигательном
аппарате), совершенствуется нервная система, когнитивные и поведенческие
механизмы. В связи с этим становится необходимым прививать ребенку такие
качества, как заботливое отношение к животным, ведь мы видим время от времени в
заголовках СМИ, ка дети жестоко обращаются с животными.
Отметим, происхождение
слова «животное» относится к древнерусскому языку, в котором «живот» означал «жизнь».
Принято считать синонимом животного – зверей. Но к животным относятся не только
млекопитающие, а также птицы, рептилии, рыбы, лягушки, моллюски, омары,
насекомые и даже такие примитивные создания, как медузы и черви.
Причины
жестокости могут быть разные:
– любопытство
(например, котёнка убили, чтобы посмотреть, что внутри – обычно такие мотивы
присущи ребёнку с задержкой психического развития);
– жестокость
под давлением сверстников, чтобы быть принятым в их группу;
– из-за скуки
или депрессии;
– привязанность
к питомцу (ребёнок убивает его, чтобы предотвратить дальнейшие муки своего
любимца);
– ребёнок
боится животных;
– ассоциация
животного со взрослым, который обижает (мучая, ребёнок испытывает чувство
возмездия за свои обиды);
– проявление
посттравматической игры (например, «проигрываются» эпизоды насилия с
животным-жертвой);
– подражание
насильственному поведению взрослых, «дисциплинируя» питомцев таким же способом,
как его дисциплинируют родители (шлепки, пинки, крик, угрозы);
– использование
животного, чтобы нанести травмы самому себе;
– это может
быть «репетицией» насильственного поведения по отношению к людям или средством
эмоционального насилия (например, травмировать щенка своего брата, чтобы
посеять страх в брате) [4, С. 58].
С нашей точки
зрения – это упущение педагогов, воспитателей, родителей и окружающих. Практика
показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое
поведение в будущем.
Статистика
говорит о том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким
обращением с животными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая,
что человек, проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому
же поведению по отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаков
расстройств поведения. У людей, склонных к подобным
действиям, слабо развито сочувствие, и они не способны осознавать вред и
страдания, которые они причиняют.
Существуют
различные взгляды на определение бережного отношения к животным. Тем не менее,
большинство ученых считают, что отсутствие соответствующих навыков и знаний
является причиной неправильного отношения к животным. Знания о природе влияют
на становление у детей сознательного отношения к ней.
Так, В.Г.
Фокина рассматривает понятие «бережное отношение к животным» как проявление к
животным заботы, уважения, сопереживания и сострадания [4, С. 58].
В.В.
Кондратова, З.А. Шахмарданова считают, что понятие «бережное отношение к
животным» подразумевает проявление интереса к животным, доброты, заботы,
отзывчивости к ним [2, С. 35].
М.К. Ибраимова
рассматривает бережное отношение к животным как проявление доброжелательности,
заботливости и личной инициативы в уходе за животными [1, С. 30].
Проанализировав
мнения ученых об определении понятия «бережное отношение к животным» можно
сказать, что большинство исследователей подразумевают под этим определением
проявление интереса, заботы и доброжелательности к животным.
Авторы разных
работ отмечают, что появляющееся у детей бережное отношение к животным – это
результат специальной организации педагогического процесса. Становиться
очевидным, что воспитывать заботливое отношения к животным нужно с самого
детства.
В старшем
дошкольном возрасте, почти все дети склонны любить животных. Но самое главное
задание воспитателей и педагогов на этом этапе – это показать, как проявить
такую любовь, как правильно относится к животным с нежностью.
В таком
возрасте необходимо вовремя научить их уважать чувства других, привить доброе
отношение к животным. Бережное отношение к животным ребенка – очень важное
качество. Еще Василий Великий так определял назначение животных: «Одно
сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса
творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость».
Относясь к
животным с добротой и состраданием, ребенок учится уважать тех, кто слабее.
Дети, проявляющие в поведении справедливость, доброту и милосердие к животным,
более добры, благородны и тактичны по отношению к людям. Хорошее отношение к
животным помогает малышу стать гуманным человеком и полноценным членом
общества.
Гуманность
– это уважение к людям, животным, природе забота об их благе, сострадание,
доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании.
Задача
воспитания у старших дошкольников гуманных чувств решается тем успешнее, чем
гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.
Важно,
чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его
доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры,
стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне
разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела,
поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
Как
справедливо отмечал, Фокина, В. «воспитание в ребенке
данных качеств сводится к одному простому правилу: относитесь к другим так, как
бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Если вы хотите, чтобы ребенок его усвоил,
придерживайтесь его и сами» [4, С. 53].
Когда ребенок
поймет, что животные – такие же живые существа, как и люди, он сможет учиться
хорошему отношению к людям, ухаживая за домашним питомцем. Важно научить детей
старшего дошкольного возраста уважать и защищать даже самое маленькое и
неприглядное животное. Это научит его ценить окружающих и предотвратит
жестокость.
Однако, как
показывает практика, недостаточная изученность средств формирования
эмоционально-положительного отношения к животным у дошкольников затрудняет
процесс экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Это вызывает противоречие между необходимостью формирования
эмоционально-положительного отношения старших дошкольников к животным и
недостаточной изученностью средств формирования.
Экологическое
воспитание и образование отнесены к числу важнейших принципов государственной
экологической политики страны, в котором минимум экологических знаний,
необходимых для формирования наблюдательности у детей, во всех высших учебных,
средних и дошкольных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается
обязательным преподаванием основ экологических знаний. Все вышеназванные
обстоятельства не вызывают сомнений в актуальности предстоящего исследования.
Под понятием «экологическое
воспитание» понимают систему морально-этических норм, ценностей которыми должен
обладать человек для того, чтобы бережно относиться к окружающей его природе и
к другим людям.
Экологическое
воспитание ставит перед собой цель познакомить человека с предметами и
явлениями природы, рассказать о том, как они связаны между собой и какое
влияние оказывают на жизнь человека, научить правильно относится к природе и
людям [3, C. 29].
Главными
задачами выступают:
–
образовательные;
–
воспитательные;
–
развивающие.
Содержание
экологического воспитания включает в себя систему норм, вытекающую из ценностных
ориентаций. Экологическое воспитание является формированием всех видов
человеческой деятельности, связанных с преобразованием, освоением и познанием
природы.
Экологическое
образование должно быть системным и непрерывным и дошкольное воспитание
является первым звеном экологического образования.
Уже с раннего
возраста следует научить ребенка любить, оберегать окружающую нас природу, так
как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его
отношение к окружающему миру воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.
Программа по
экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам
первой группы и включает в себя вопросы классической экологии (ознакомление
детей с живой и неживой природой, наблюдения за птицами и некоторыми
взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое
воспитание требует проведения экскурсий в мир животных. Экологическая экскурсия
является формой экологического образования, представляющей собой групповое
посещение учреждений культуры или природных комплексов в образовательных целях.
Экологические экскурсии имеют свою специфику (рис. 1): процесса (рисунок 1.2) [17, c.190]:
Особенности
этого процесса |
Сложность |
Ступенчатый
характер: преодоление в характере детей дошкольного
возраста потребительского отношения к животным, выработка привычек и
навыков поведения в животным, формирование убеждений в необходимости
экологической деятельности, развитие экологического сознания
и чувств, формирование экологических представлений |
Длительность |
Скачкообразность |
Активность |
Рисунок 1. –
Особенности процесса экологического воспитания
Когда
ребенок достиг возраста пяти-шести лет, необходимо приучать его к уходу за
домашними питомцами. И, конечно же, регулярно напоминать подрастающему
поколению, что животных следует любить, оберегать и защищать.
Как считают
исследователи, для ребёнка, в отличает от взрослых, контакты с животными
гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение
тех или иных животных носит также черты сходства. Кроме того, ребёнок живо
познаёт мир, и для него представляют интерес даже такие просто устроенные
существа, как насекомые и другие беспозвоночные. Ребёнок легче смотрит на мир
глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать другим
существам.
Известно, что
дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то,
что происходит с животными. Все эти возрастные особенности также необходимо
учитывать при организации работы по формированию эмоционально положительного
отношения к животным.
Как отмечает
Николаева
С.Н., что ребенок, с детства имеющий опыт общения с животными, во многом
опережает своих ровесников в развитии. Также дети, проводя время с питомцем,
гладя его и лаская, становятся заботливыми, добрыми и аккуратными. Однако взрослые
должны сразу объяснить своим детям, что с животным непозволительна жестокость и
проявление агрессии [5, c.23].
Наиболее
эффективными методами и приемами работы с детьми в данном направлении являются:
–
наблюдения за животными и непосредственный контакт с ближайшим природным окружением,
проектный метод, сочинение сказок, загадок, природоохранные акции («Кормушки
для птиц», «Помоги бездомному другу»);
–
прием написания писем животным, чтение художественной природоведческой
литературы (В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина и других);
– просмотр
видеофильмов о природе и другие
С.Н. Николаева
утверждает, что у детей дошкольного возраста бережное отношение к животным выражается
в элементарной заботе о них. Таким образом, интересные впечатления дошкольники приобретают вовремя ухода за животными,
в процессе общения с ними. При общении с животными, ребенок испытывает первые
трогательные переживания, радость, печаль, положительные эмоции.
Практически
все животные – эстетически красивые существа, поэтому они развивают в ребенке
вкус к прекрасному, возвышенному и правильному. Чувствуя ответственность за
другое существо, старший дошкольник очень быстро осознает, что животные умеют
быть благодарными и преданными.
Животные
приносят детям массу удовольствия, радости, и, глядя на них, невозможно не улыбаться
– это дает ребенку заряд положительных эмоций, что немаловажно в нашем
современном мире.
Как известно,
игры с животным чаще всего активные. В процессе них у ребенка развивается
координация движений и быстрая реакция, что немаловажно в процессе развития
старшего дошкольника.
Систематически
проводимые диагностические исследования обозначили необходимость в проведении
специальной работы по формированию эмоционально-положительного отношения к
животным и растениям у детей старшего дошкольного возраста. Программа работы в
данном направлении включает в себя ряд мероприятий.
Например, первым
и самым главным условием для воспитания у старшего дошкольника любви к
животным, является показ наглядного примера со своей стороны. Воспитатели
должны всячески демонстрировать им бережное отношение к животным, а также ни в коем случае не проявлять плохого
отношения к ним.
Таким образом,
заботливое отношение к животным – это уникальное чувство, на которое способен
человек. Оно делает нас великодушнее, ответственнее, справедливее, лучше. Чтобы
ребенок вырос добрым, важно суметь воспитать у него бережное отношение к
животным и к природе.
С нашей точки
зрения, одним из эффективных методов прививания старшего дошкольника любви к
животным является экологический проект – « За что мы их
любим».
Поэтому, целью
занятия является «За что мы их любим», а то есть:
– воспитать у
детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным;
– раскрыть
необоснованность мотивов преследования людьми таких животных;
– формировать
правила поведения с ними.
На занятии со
старшими дошкольниками нужно говорить о необходимости, прежде всего в природе, животных,
непринятых человеком.
Предложим
несколько занятий.
Занятие 1. «Необыкновенная
экспедиция, или в гости к опасным животным», нацелено на расширение
представлений детей о насекомых, учение различать данных животных по внешнему
виду, и в то же время давали информацию о необходимости существования всех их
видов. В основу занятия были положены отрывки из рассказа Н.А. Рыжовой.
Основной
задачей было донести до детей мысль о том, что не бывает вредных, ненужных и
страшных животных.
Предложим еще
оно занятие. И так, целью занятия «Домашние любимцы и бездомные животные»
станет развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения
к животным. Стоит использовать различные методы и приемы работы с детьми.
Например, большой эмоциональный отклик дети проявили бы себя во время просмотра
презентации «Спаси меня».
Они с грустью и
слезами на глазах рассматривали бы слайды с бездомными животными и слушали
сообщение о них. Также с детьми могут проводится серия дидактических игр «Чего
не стало», «Отгадай, где я живу», «Представь себя маленьким червячком», «Представь
себе, что ты паучок», «Пчела защищается вынуждено». В играх детям предлагаятся
представить себя в роли определенных обитателей природы, с которыми происходят
ситуации, связанные с виной людей.
Так, например, внешность
животного, его особые приметы. Чтение художественной природоведческой литературы
и беседы о прочитанном Б. Заходер «Серая звездочка», В.Бианки «Как муха медведя
от смерти спасла» и др. способствовало воспитанию у детей уважения к любому
животному, даже самому неприятному на внешность. Каждый ребенок имеет
возможность высказать свое мнение о ситуации, в сказках.
По ходу занятия
задаются вопросы о роли червяка, паучка и пчелы в природе, обсуждали внешность
животного, его особые приметы.
Чтение
художественной природоведческой литературы и беседы о прочитанном Б. Заходер «Серая
звездочка», В.Бианки «Как муха медведя от смерти спасла» и др. способствует
воспитанию у детей уважения к любому животному, даже самому неприятному на
внешность. Каждый ребенок может иметь возможность высказать свое мнение о
ситуации, в сказках. И пусть не все дети смогут полюбить их, но мы считаем, что
данная работа научила бы всех относиться к таким животным с
уважением.
Таким образом, бережное отношение к
животным играют важную роль в процессе экологического воспитания и приобщения
старших школьников к природе и формированию положительных чувств к ней.
Список литературы
1. Ибраимова, М. Воспитание у детей
заботливого отношения к животным // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1-с.
30-34.
2. Кондратова, В., Шахмарданова, З.
Воспитание заботливого отношения к животным: старший дошкольный возраст // Дошкольное
воспитание.–1988.-№ 6-с. 35-37.
3. Николаева С. Н. Парциальная программа
«Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез,
2016. – 200 с.
4. Николаева С.Н. Система экологического
воспитания дошкольников. – М.: Инфра-М, 2018. – 255 с.
5. Фокина, В. Экологическое воспитание –
это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное
воспитание. – 1995. - № 7–с. 11-14.
Комментариев нет:
Отправить комментарий