понедельник, 6 июня 2022 г.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным

 

Аннотация. В статье раскрываются  вопросы о воспитании детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным

Ключевые слова: заботливое отношение к животным, дети старшего дошкольного возраста.

На современном этапе старший дошкольный возраст – это переходный период для ребенка, когда он перемещается из одного этапа взросления и социализации в качественно другой, переходит из детского сада в школу. Старший возраст – это период от 5 до 6 лет, в некоторой литературе – до 7. В это время ребенок развивается с реактивной скоростью во всех аспектах – физическом, психическом, личностном.

Одновременно с изменениями, которые происходят с телом малыша (активный рост, перестройка эндокринной и сердечно сосудистой систем, изменения в опорно-двигательном аппарате), совершенствуется нервная система, когнитивные и поведенческие механизмы. В связи с этим становится необходимым прививать ребенку такие качества, как заботливое отношение к животным, ведь мы видим время от времени в заголовках СМИ, ка дети жестоко обращаются с животными.

Отметим, происхождение слова «животное» относится к древнерусскому языку, в котором «живот» означал «жизнь». Принято считать синонимом животного – зверей. Но к животным относятся не только млекопитающие, а также птицы, рептилии, рыбы, лягушки, моллюски, омары, насекомые и даже такие примитивные создания, как медузы и черви.

Причины жестокости могут быть разные:

– любопытство (например, котёнка убили, чтобы посмотреть, что внутри – обычно такие мотивы присущи ребёнку с задержкой психического развития);

– жестокость под давлением сверстников, чтобы быть принятым в их группу;

– из-за скуки или депрессии;

– привязанность к питомцу (ребёнок убивает его, чтобы предотвратить дальнейшие муки своего любимца);

– ребёнок боится животных;

– ассоциация животного со взрослым, который обижает (мучая, ребёнок испытывает чувство возмездия за свои обиды);

– проявление посттравматической игры (например, «проигрываются» эпизоды насилия с животным-жертвой);

– подражание насильственному поведению взрослых, «дисциплинируя» питомцев таким же способом, как его дисциплинируют родители (шлепки, пинки, крик, угрозы);

– использование животного, чтобы нанести травмы самому себе;

– это может быть «репетицией» насильственного поведения по отношению к людям или средством эмоционального насилия (например, травмировать щенка своего брата, чтобы посеять страх в брате) [4, С. 58].

С нашей точки зрения – это упущение педагогов, воспитателей, родителей и окружающих. Практика показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем.

Статистика говорит о том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким обращением с животными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая, что человек, проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому же поведению по отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаков расстройств поведения. У людей, склонных к подобным действиям, слабо развито сочувствие, и они не способны осознавать вред и страдания, которые они причиняют.

Существуют различные взгляды на определение бережного отношения к животным. Тем не менее, большинство ученых считают, что отсутствие соответствующих навыков и знаний является причиной неправильного отношения к животным. Знания о природе влияют на становление у детей сознательного отношения к ней.

Так, В.Г. Фокина рассматривает понятие «бережное отношение к животным» как проявление к животным заботы, уважения, сопереживания и сострадания [4, С. 58].

В.В. Кондратова, З.А. Шахмарданова считают, что понятие «бережное отношение к животным» подразумевает проявление интереса к животным, доброты, заботы, отзывчивости к ним [2, С. 35].

М.К. Ибраимова рассматривает бережное отношение к животным как проявление доброжелательности, заботливости и личной инициативы в уходе за животными [1, С. 30].

Проанализировав мнения ученых об определении понятия «бережное отношение к животным» можно сказать, что большинство исследователей подразумевают под этим определением проявление интереса, заботы и доброжелательности к животным.

Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей бережное отношение к животным – это результат специальной организации педагогического процесса. Становиться очевидным, что воспитывать заботливое отношения к животным нужно с самого детства.

В старшем дошкольном возрасте, почти все дети склонны любить животных. Но самое главное задание воспитателей и педагогов на этом этапе – это показать, как проявить такую любовь, как правильно относится к животным с нежностью.

В таком возрасте необходимо вовремя научить их уважать чувства других, привить доброе отношение к животным. Бережное отношение к животным ребенка – очень важное качество. Еще Василий Великий так определял назначение животных: «Одно сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость».

Относясь к животным с добротой и состраданием, ребенок учится уважать тех, кто слабее. Дети, проявляющие в поведении справедливость, доброту и милосердие к животным, более добры, благородны и тактичны по отношению к людям. Хорошее отношение к животным помогает малышу стать гуманным человеком и полноценным членом общества.

Гуманность – это уважение к людям, животным, природе забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопережи­вании.

Задача воспитания у старших дошкольников гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, по­ощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, ока­зать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

Как справедливо отмечал, Фокина, В. «воспитание в ребенке данных качеств сводится к одному простому правилу: относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Если вы хотите, чтобы ребенок его усвоил, придерживайтесь его и сами» [4, С. 53].

Когда ребенок поймет, что животные – такие же живые существа, как и люди, он сможет учиться хорошему отношению к людям, ухаживая за домашним питомцем. Важно научить детей старшего дошкольного возраста уважать и защищать даже самое маленькое и неприглядное животное. Это научит его ценить окружающих и предотвратит жестокость.

Однако, как показывает практика, недостаточная изученность средств формирования эмоционально-положительного отношения к животным у дошкольников затрудняет процесс экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях. Это вызывает противоречие между необходимостью формирования эмоционально-положительного отношения старших дошкольников к животным и недостаточной изученностью средств формирования.

Экологическое воспитание и образование отнесены к числу важнейших принципов государственной экологической политики страны, в котором минимум экологических знаний, необходимых для формирования наблюдательности у детей, во всех высших учебных, средних и дошкольных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. Все вышеназванные обстоятельства не вызывают сомнений в актуальности предстоящего исследования.

Под понятием «экологическое воспитание» понимают систему морально-этических норм, ценностей которыми должен обладать человек для того, чтобы бережно относиться к окружающей его природе и к другим людям.

Экологическое воспитание ставит перед собой цель познакомить человека с предметами и явлениями природы, рассказать о том, как они связаны между собой и какое влияние оказывают на жизнь человека, научить правильно относится к природе и людям [3, C. 29].

Главными задачами выступают:

– образовательные;

– воспитательные;                                                             

– развивающие.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, вытекающую из ценностных ориентаций. Экологическое воспитание является формированием всех видов человеческой деятельности, связанных с преобразованием, освоением и познанием природы.

Экологическое образование должно быть системным и непрерывным и дошкольное воспитание является первым звеном экологического образования.

Уже с раннего возраста следует научить ребенка любить, оберегать окружающую нас природу, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. 

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы и включает в себя вопросы классической экологии (ознакомление детей с живой и неживой природой, наблюдения за птицами и некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание требует проведения экскурсий в мир животных. Экологическая экскурсия является формой экологического образования, представляющей собой групповое посещение учреждений культуры или природных комплексов в образовательных целях. Экологические экскурсии имеют свою специфику (рис. 1): процесса (рисунок 1.2) [17, c.190]:

Особенности этого процесса

Сложность

Ступенчатый характер: преодоление в характере детей дошкольного возраста потребительского отношения к животным, выработка привычек и навыков поведения в животным, формирование убеждений в необходимости экологической деятельности, развитие экологического сознания и чувств, формирование экологических представлений

Длительность

Скачкообразность

Активность

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1. – Особенности процесса экологического воспитания

 

 

Когда ребенок достиг возраста пяти-шести лет, необходимо приучать его к уходу за домашними питомцами. И, конечно же, регулярно напоминать подрастающему поколению, что животных следует любить, оберегать и защищать.

Как считают исследователи, для ребёнка, в отличает от взрослых, контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех или иных животных носит также черты сходства. Кроме того, ребёнок живо познаёт мир, и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные. Ребёнок легче смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать другим существам.

Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Все эти возрастные особенности также необходимо учитывать при организации работы по формированию эмоционально положительного отношения к животным.

Как отмечает Николаева С.Н., что ребенок, с детства имеющий опыт общения с животными, во многом опережает своих ровесников в развитии. Также дети, проводя время с питомцем, гладя его и лаская, становятся заботливыми, добрыми и аккуратными. Однако взрослые должны сразу объяснить своим детям, что с животным непозволительна жестокость и проявление агрессии [5, c.23].

Наиболее эффективными методами и приемами работы с детьми в данном направлении являются:

– наблюдения за животными и непосредственный контакт с ближайшим природным окружением, проектный метод, сочинение сказок, загадок, природоохранные акции («Кормушки для птиц», «Помоги бездомному другу»);

– прием написания писем животным, чтение художественной природоведческой литературы (В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина и других);

– просмотр видеофильмов о природе и другие

С.Н. Николаева утверждает, что у детей дошкольного возраста бережное отношение к животным выражается в элементарной заботе о них. Таким образом, интересные впечатления  дошкольники приобретают вовремя ухода за животными, в процессе общения с ними. При общении с животными, ребенок испытывает первые трогательные переживания, радость, печаль, положительные эмоции.

Практически все животные – эстетически красивые существа, поэтому они развивают в ребенке вкус к прекрасному, возвышенному и правильному. Чувствуя ответственность за другое существо, старший дошкольник очень быстро осознает, что животные умеют быть благодарными и преданными. 

Животные приносят детям массу удовольствия, радости, и, глядя на них, невозможно не улыбаться – это дает ребенку заряд положительных эмоций, что немаловажно в нашем современном мире.

Как известно, игры с животным чаще всего активные. В процессе них у ребенка развивается координация движений и быстрая реакция, что немаловажно в процессе развития старшего дошкольника.

Систематически проводимые диагностические исследования обозначили необходимость в проведении специальной работы по формированию эмоционально-положительного отношения к животным и растениям у детей старшего дошкольного возраста. Программа работы в данном направлении включает в себя ряд мероприятий.

Например, первым и самым главным условием для воспитания у старшего дошкольника любви к животным, является показ наглядного примера со своей стороны. Воспитатели должны всячески демонстрировать им бережное отношение к животным, а также  ни в коем случае не проявлять плохого отношения к ним.

Таким образом, заботливое отношение к животным – это уникальное чувство, на которое способен человек. Оно делает нас великодушнее, ответственнее, справедливее, лучше. Чтобы ребенок вырос добрым, важно суметь воспитать у него бережное отношение к животным и к природе.

С нашей точки зрения, одним из эффективных методов прививания старшего дошкольника любви к животным является экологический проект –  « За что мы их любим».

Поэтому, целью занятия является «За что мы их любим», а то есть:

– воспитать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным;

– раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми таких животных;

– формировать правила поведения с ними.

На занятии со старшими дошкольниками нужно говорить о необходимости, прежде всего в природе, животных, непринятых человеком.

Предложим несколько занятий.

Занятие 1. «Необыкновенная экспедиция, или в гости к опасным животным», нацелено на расширение представлений детей о насекомых, учение различать данных животных по внешнему виду, и в то же время давали информацию о необходимости существования всех их видов. В основу занятия были положены отрывки из рассказа Н.А. Рыжовой.

Основной задачей было донести до детей мысль о том, что не бывает вредных, ненужных и страшных животных.

Предложим еще оно занятие. И так, целью занятия «Домашние любимцы и бездомные животные» станет развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к животным. Стоит использовать различные методы и приемы работы с детьми. Например, большой эмоциональный отклик дети проявили бы себя во время просмотра презентации «Спаси меня».

Они с грустью и слезами на глазах рассматривали бы слайды с бездомными животными и слушали сообщение о них. Также с детьми могут проводится серия дидактических игр «Чего не стало», «Отгадай, где я живу», «Представь себя маленьким червячком», «Представь себе, что ты паучок», «Пчела защищается вынуждено». В играх детям предлагаятся представить себя в роли определенных обитателей природы, с которыми происходят ситуации, связанные с виной людей.

Так, например, внешность животного, его особые приметы. Чтение художественной природоведческой литературы и беседы о прочитанном Б. Заходер «Серая звездочка», В.Бианки «Как муха медведя от смерти спасла» и др. способствовало воспитанию у детей уважения к любому животному, даже самому неприятному на внешность. Каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение о ситуации, в сказках.

По ходу занятия задаются вопросы о роли червяка, паучка и пчелы в природе, обсуждали внешность животного, его особые приметы.

Чтение художественной природоведческой литературы и беседы о прочитанном Б. Заходер «Серая звездочка», В.Бианки «Как муха медведя от смерти спасла» и др. способствует воспитанию у детей уважения к любому животному, даже самому неприятному на внешность. Каждый ребенок может иметь возможность высказать свое мнение о ситуации, в сказках. И пусть не все дети смогут полюбить их, но мы считаем, что данная работа научила бы всех относиться к таким животным с уважением.

Таким образом, бережное отношение к животным играют важную роль в процессе экологического воспитания и приобщения старших школьников к природе и формированию положительных чувств к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Список литературы

 

1. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1-с. 30-34.

2. Кондратова, В., Шахмарданова, З. Воспитание заботливого отношения к животным: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание.–1988.-№ 6-с. 35-37.

3. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 200 с.

4. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Инфра-М, 2018. – 255 с.

5. Фокина, В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 7–с. 11-14.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фотоотчет о проведении Дня Российского флага

  22 августа в России отмечается День Государственного флага. Оренбургский   детский сад № 111 «Самоцветик» тоже не остался в стороне: для д...