Прекрасна речь, когда
она как ручеек,
Бежит среди камней,
чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее
поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина
Актуальной задачей дошкольного образования
является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и
интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях
детского сада создаются специальные логопедические группы, пункты основной
задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи
в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди
методов развития речи дошкольников с положительной стороны в плане
эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры
выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются
психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование
в педагогической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению
или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно
выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого
воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид
деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует
педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две
цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной
активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников
живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный
материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение,
стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Особое внимание нужно уделять дидактической
игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого
развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая
игра способствует расширению представлений об окружающей действительности,
совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а
язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция
того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное
поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует
словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение
правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком,
буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени
уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух
ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных
дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного
усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как
оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом
составе слова.
Использование дидактических игр способствует решению следующих
задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и
комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования
инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т.д.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой
речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те
или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной
литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к
звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать
поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в
дальнейшем благополучному обучению в школе.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения
детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя
заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие
варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая
игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми
дошкольного возраста.
Несомненно,
дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей
еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в
домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в
области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Можно использовать в работе следующие виды
игр:
Игры – путешествия призваны усилить
впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют
наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются
многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой
деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное
решение задач и т.д.( на занятиях)
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности –
короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные
поручения.( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры –
предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается
ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом
активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.(
по картотеке)
Игры – загадки. В основе их лежит
проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к
анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит
общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность,
доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации
эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы
и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное,
высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр
должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать
интерес детей. Познавательный материал определяется лексической
темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным
возможностям детей.
Игры для развития
фонетико-фонематической стороны речи
«Поиграем в сказку»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три
медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло
Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка
(высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по
высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем
стуле?
- Кто ел из моей
чашки?
- Кто спал в моей
постели?
- Кто же был в нашем
доме? И т.п.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы
рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил
телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать
слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают
ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд.
Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его
следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает
у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное
ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех
по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто
напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игры для развития лексической
стороны речи (формирования словаря)
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать
предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия;
активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1.Предметные картинки (парные):
чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник,
кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан,
свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки,
туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
Коробочки для складывания картинок.
Ход игры: играют 6 детей.
Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан,
платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую
квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду
упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь,
которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте,
например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю
коробку».
Воспитатель называет
по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается
(предъявляет чайник), картинка остается у него.
К концу игры у детей
не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого
остались картинки.
Затем для
активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному
ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а
остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в
классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на
стебле).
Игровые правила. Отвечать можно
только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они
будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем
называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель
называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки
или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может
предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у
которых съедобны вершки».
«Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация
сходных понятий.
Ход игры. В начале игры
ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -
овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород».
Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки,
изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По
очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют,
к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ,
потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка
возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к
нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё
картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше
картинок.
Игра «Фрукты-ягоды»
проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются
другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.
4. Игры для развития связной речи
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать сюжеты
разных рассказов.
Ход игры. Перед ребёнком
кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две
серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять
описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход игры. «Фотография испортилась,
некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились
маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину,
которую снимал фотограф».
Комментариев нет:
Отправить комментарий